Чым у Магілёве адпужвалі блох, як каралі злачынцаў і па якіх законах жылі. Рэпартаж з Музея гісторыі Магілёва
В этот раз мы предлагаем вам посетить главную достопримечательность Могилева – ратушу, в которой расположился музей истории города.
Варвара Рудь, фото автора, TUT.BY
Здание, в котором находится музей, совсем еще юное, но за его плечами – невероятно длинная и увлекательная история. В январе 1577 года Могилев получил Магдебургское право. А это значит, что жители города были освобождены от феодальных повинностей, власти и судов королевских чиновников. Но это вовсе не означало отсутствие власти как таковой. Бразды правления перешли в руки магистрата. Король в свою очередь назначил главу городского управления – войта. Должность была пожизненной. Через год после получения права на самоуправление в Могилеве начали строить первую деревянную ратушу.
Постройка не раз сгорала дотла, поэтому ее местоположение изменялось. К концу 17 века ратуша уже представляла собой каменное сооружение с пятиярусной башней. Во время Северной войны здание было разрушено, но после быстро восстановлено. Однако уже к 1773 году ратуша нуждалась в срочном ремонте. Фасад отреставрированного здания прекрасно вписался в стилистику других построек, располагающихся на площади.
Слева от входа на второй этаж – величественный конференц-зал, заставленный ровными рядами кресел. Отделка помещения, конечно же, современная, но даже несмотря на это, здесь чувствуется невероятная атмосфера былых времен. В центре зала располагается внушительный стол. Дополняет обстановку гобелен работы могилевской художницы Марины Нестерук. На нем изображен рисунок привелея, который в 1776 году получил Могилев от короля Речи Посполитой Яна III Собеского.
На стенах главного зала располагаются портреты известных исторических личностей-могилевчан: первого автора Могилевской хроники Трофима Сурты и печатника Спиридона Соболя. Продолжают ряд портретов изображения архиепископа Могилевского Георгия Конисского, первого католического архиепископа Могилевского Станислава Богуш-Сестренцевича, могилевского губернатора Александра Дембовецкого, а также этнографа и археолога Евдокима Романова. Все эти люди внесли необыкновенный вклад в историю города Могилева.
Заходя во второй зал могилевской ратуши, мы оказываемся под пристальным взглядом королей Речи Посполитой. В центре – длинный стол, за которым восседают войт и его секретарь. Справа с пером в руке расположился писарь. Подобные заседания проходили раз в неделю, однако на самом деле войт на них не присутствовал, так как все время проводил в Вильне. В шкафах этого зала хранилось небывалое количество документов. Над столом войта висят знамена различных объединений ремесленников – цехов.
В этом же зале располагается гобелен с изображением Могилева, автором которого является один путешественник из Германии. Город на нем изображен со стороны реки Дубровенки. Об этом можно судить по расположению ратуши – слева около самой рамы, в которую заключен гобелен. Однако он не совсем соответствует реалиям того времени. Одной из таких “ошибок” можно считать наличие холмов на изображении. Город располагается на равнинной территории, поэтому возвышенностей, отраженных на гобелене, здесь быть не может.
Между проемами окон – копия иконы, изображающая рождение девы Марии. Особенностью этого полотна является отображение средневекового интерьера, в то время как мать Христа родилась до нашей эры.
Под стеклянными колпаками ловят солнечные лучи восстановленные глиняные горшки, в которых некогда хранили провизию наши предки. В центре зала находится внушительный макет города Могилева второй половины 17 века.
В следующей витрине расположились кожаные ножны, ремень и плетка. Немного дальше – рыбацкие приспособления и торговые гири. Здесь же – кафель и кирпичи, которые использовались в 18 веке. Чтобы приступить к строительству здания, партию кирпича проверяли на наличие брака. Для этого брали кирпич и швыряли о землю. Если он выдерживал, начинали строить. Если нет, то били кирпичи до тех пор, пока один из них не выдерживал удара.
В следующей витрине размещено оружие. Единственный оригинал – темный наконечник копья, остальное – копии. Рядом – одна из самых известных и важных книг, в свое время ставшая настоящим открытием – “Великое искусство артиллерии” Казимира Семеновича. Немецкое издание “Великого искусства артиллерии” музей выкупил два года назад. С тех пор она заняла почетное место среди экспонатов.
Чуть дальше – множество ключей и замков. Говорят, современные технологии не могут сравнится с мастерами того времени. Здесь же находится и подвеска для отпугивания блох и вшей.