# play # Ратуша Музейные тайны

Музейные тайны либо из истории одного предмета. Книга » Гуакъ или неприоборимая верность, рыцарская повесть”

Музейные тайны либо из истории одного предмета. Книга » Гуакъ или неприоборимая верность, рыцарская повесть”

Что читали барышни в 200 лет назад? Одна из таких книжек для ”легкого чтения“ т. н. ”лубочной литературы» находится в фондах нашего музея.
Это — бестселлер своего времени — » Гуакъ или неприоборимая верность, рыцарская повесть” — небольшого, почти карманного формата книга. Переведенный и переработанный на вкус потребителя рыцарский роман неизвестного автора написан высокопарным стилем. Впервые книга издана в России в 1780-е годы. Позже об этом произведении русские классики Л. Толстой, М. Горький высказывались весьма критично. «Глупая сказка вроде» Георга, милорда англинского». Как жаль, что наши грамотные простолюдины не могут ничем лучше удовлетворять свою охоту к чтению! Язык, правописание, бумага, печать — все в «Гуаке» соответствует нелепости и пошлости содержания и вполне оправдывает назначение назначения типографии г. Сычева” – пишет В. Г. Белинский. Но книга претерпела много поздних переизданий в различных вариантах, что свидетельствует о ее популярности среди определенного круга читателей.

О чем же этот роман? В «Гуаке» герой происходит из Флориды, завоевавшей Канаду, соперником его на рыцарском турнире выступает принц, появившийся из Суматры, — так создается ощущение необъятности Вселенной, в котором рыцарь одерживает одну победу за другой. Впрочем, и эта фантастическая география может приобретать откровенно сказочную окраску-далекий город захватывающе похож на тридевятое царство: «путь им лежал через места необитаемые, по пескам сыпучим, через леса темные, недра непроходимые, через горы высокие «. Кроме традиционных змеев и чудовищ являются соперники того же класса, но литературные: крокодил, гигант, обращающийся в василиска, Безымянное чудовище с таким обликом — «большая голова, длинные руки, копытами ноги, глаза зеленые».

Вообще, поразить воображение-одна из задач такой литературы. И автор старается удивить читателя то каскадом рыцарских поединков, то щедрой экзотикой стран, куда попадает его герой, то перечнем прелестей юных дев, встречающихся герою на его пути, то описаниями неслыханно роскошных интерьеров, торжественных церемоний, пышных выездов. Например: «в той прохладной и тенистой роще находилась великолепная беседка; стены ее были вызолочены и украшены различными драгоценными камнями, от которых происходил такой мир, который освещал всю беседку; в ней стояла кровать из слоновой кости с великолепным балдахином; против этой кровати висела на стене картина, изображающая Венеру совершенно нагую, пред нею стоял купидон, держащий в руках лук и стрелы»; «…Яхонты, изумруды, бирюза, жемчуг, алмазы и прочие самоцветные камни блистали повсюду; посреди комнаты стоял треножник — весь чистого золота, ножки которого были источены из цельного сапфира».

Мерой ценности такого типа книг был коммерческий успех, когда книга расходилась, она переиздавалась и получала известность, когда нет – то забывалась и выходила из обращения. Такие книги можно было приобрести у уличных торговцев «книгоношей», читаемые часто были в семейном или дружеском кругу.

Старший научный сотрудник н. А. Прочакова