Музейные тайны или из истории одного предмета. «Город которого нет. История в открытках»
Здравствуйте, дорогие друзья нашего музея! Вот уже полгода мы встречаемся по четвергам и раскрываем для вас очередную музейную тайну. Я думаю, что сегодняшняя тайна будет иметь продолжение, а мы выйдем за привычные рамки: разговор будет не столько о самом предмете, сколько о том, что на нем изображено.
В фондах музея находится небольшая коллекция старинных открыток с видами губернского Могилева. Одна из них была подарена известным художником и искусствоведом Вячкой Телешем, который в 1998 году был участником I Международной научно-практической конференции «Гісторыя Магілёва: мінулае і сучаснасць». На подаренной открытке изображен изящный круглый храм-ротонда, больше похожий на знаменитую римскую капеллу Темпьетто, чем на православный собор. И тем не менее такой архитектурный шедевр украшал наш город.
В мае 1780 года в память о встрече на могилевской земле самодержицы Всероссийской Екатерины II и австрийского императора Иосифа II состоялась закладка церкви св. Иосифа. Храм задумывался как уникальное мемориальное сооружение. Сама императрица заявляла, что «памятнику, свидетельствовавшему о сем свидании, надлежало быть необыкновенным». Поэтому все эскизы будущей церкви представлялись на рассмотрение лично Екатерине. Среди множества проектов был и концепт дворянина Николая Александровича Львова. Не будучи профессиональным архитектором, Львов сумел отобразить то, что не удалось профессиональным зодчим – строгость, компактность, воздушность и в то же время величие и монументальность будущего храма. Благоволение императрицы к первому архитектурному творению Н.А. Львова стало счастливым началом его творческого пути. Впереди у Николая Александровича были собор Борисоглебского монастыря в Торжке, особняк Гавриила Романовича Державина в Петербурге, Николаевская церковь — родовой храм-усыпальница Кочубеев в Диканьке и много других архитектурных шедевров. Иконы для внутреннего убранства писал известный в будущем художник-портретист, а пока просто близкий друг архитектора Владимир Боровиковский.
Собор св. Иосифа Обручника в Могилеве стал первым на белорусских землях памятником, созданным в стиле классицизма. Но это не уберегло его от печальной участи.
Несколько икон кисти Боровиковского, медно-бронзовая купель (находятся в экспозиции Могилёвского областного краеведческого музея им.Е.Р.Романова) да старая открытка из наших фондов – вот и все, что осталось потомкам от прекрасного архитектурного творения, варварски взорванного накануне Великой Отечественной войны.
Главный хранитель фондов, С.П.Атрощенко