Музейные тайны. Слуцкий пояс.
Недавно экспозиция «Музея истории Могилева» пополнилась уникальным экспонатом — оригинальным слуцким поясом.
Организатором производства поясов в Речи Посполитой выступил в XVIII веке несвижский магнат Михаил Радзивилл , пригласивший к себе из Турции армянского мастера Ованеса Маджаранца, называвшегося позже на польский манер Яном Маджарским. Наверное, немногие знают, что на одно изделие шло до 200 г золота и около 60 г серебра (золотые, позолоченные и серебряные нити вплетались в шелковую основу), что, например, на слуцкой «персиарне» в 1796 году на 24 станках было произведено около 200 поясов стоимостью от 50 до 75 дукатов каждый — кстати, сумма огромная, равная размеру годового офицерского жалования или стоимости 15 породистых лошадей.
Маджаранц несколько переработал традиционный персидский пояс, сделав его уже, короче, сократив количество орнаментальных мотивов. Постепенно восточные узоры на персидских поясах сменились декором, характерными для славянской культуры. Слуцкие мастера стали использовать для оформления растительный орнамент, основанный на травах, цветах и деревьях местного происхождения. На поясах стали появляться ромашки, васильки, дубовые и кленовые листья. Слуцкие пояса из предмета мужского гардероба превратились в настоящий образец декоративно-прикладного искусства. Ткачеством слуцких поясов занимались исключительно мужчины. Считалось, что шёлковые нити тускнеют от прикосновения женских рук. И ткали их не завозные заграничные мастера, а жители Слуцка и окрестных селений. В 1796 году на 24 станках было произведено около 200 поясов. Со временем фабрики по изготовлению аналогов слуцких поясов открылись в Несвиже, Слониме, Шклове, Кракове, Гданьске, Варшаве, Лионе и других городах. Слуцкая мануфактура, чтобы подчеркнуть оригинальность своих изделий, стала ставить на пояса метку о том, что они сделаны в Слуцке. Такая метка присутствует и на поясе, выставленном в экспозиции нашего музея.
Этот элемент шляхетской мужской одежды представлял собой отрезок ткани длиной до 4-х метров и шириной 30-50 см. По краям изделие обрамляла узорная кайма, концы были украшены сложным растительным орнаментом, а иногда бахромой. Пояса могли быть одно-, двух-, трёх- и четырёхсторонними. При этом все стороны были лицевыми. Чем больше сторон, тем более дорогим было изделие.
Пояса надевались поверх кунтуша – верхней одежды. Они использовались как элемент украшения, а также имели практическое назначение – поддерживали кунтуш, фиксировали холодное оружие.
Позволить себе такую покупку могли только состоятельные шляхтичи, поэтому пояса были символом высокого статуса, богатства, принадлежности к высшему сословию. В первой половине ХIХ века часть слуцких поясов была сожжена, чтобы получить драгоценные металлы в чистом виде, часть передана в костелы для пошива орнатов.
Считается, что всего сохранилось не более 1000 слуцких поясов, и поэтому владеть ими считают за честь коллекционеры и музеи всего мира.
Немногочисленные пояса работы слуцкой персиарни или изделия, выполненные по их узорам другими европейскими центрами ткачества XVIII века, находятся в семи белорусских музеях: Витебском областном краеведческом музее (19 разноформатных вырезок), Гродненском государственном историко–археологическом музее (один целый пояс слуцкого типа), Литературном музее Максима Богдановича (один целый пояс слуцкого типа и один фрагмент), Минском областном краеведческом музее в Молодечно (один целый пояс, сшитый из фрагментов, и один фрагмент), Музее древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы НАНБ (один слуцкий пояс, составленный из двух частей, один целый пояс слуцкого типа, подаренный Анджеем Цехановецким, четыре орната с использованием фрагментов), Национальном музее истории и культуры Беларуси (два целых слуцких пояса, один целый слуцкий омофор–пояс, четыре пояса слуцкого типа, восемь фрагментов поясов слуцких и слуцкого типа, один орнат, сшитый с использованием фрагмента слуцкого пояса), Национальном художественном музее Республики Беларусь (два фрагмента слуцких поясов, три орната с фрагментами слуцких поясов). Таким образом, в музеях Беларуси сохранилось 11 (цифра уточняется) целых поясов, из них 5 — произведенных непосредственно в Слуцке, о чем свидетельствуют латинские и кириллические надписи, и шесть — выполненных по их образцу за границей и потому менее ценных. Музей истории Могилева с одним целым слуцким поясом и одним орнатом, сшитым с использованием фрагмента слуцкого пояса присоединился к данному списку.
Директор музея С.И.Беспанский.