Музейные тайны. Керамическая плитка-панно
Дорогие друзья, с вами проект «Музейные тайны… или из истории одного предмета»!
Могилев – уникальный город. Его история эпохи магдебургского права — яркое тому подтверждение. Прочное экономическое развитие, торговые и культурные связи с городами Центральной и Западной Европы в XVI – XVII вв. создали мощный импульс к возникновению самобытной материальной культуры. Наглядное тому подтверждение – наружная отделка фасадов кирпичных домов (дворцов) зажиточной могилевской мещанины (патрициев).
Как известно, в Италии в эпоху Возрождения, особенно в XVI в., возникает мода на украшение наружных фасадов жилых домов фресками, лепниной, картинами. Эта мода пришла в наш город не позднее XVII века. Так, чешский путешественник Бернгард Таннер в 1678 г. отмечал, что Могилев состоит из домов, «украшенных вещами, подобными иконам, художественным и чудесным».
Подобная лепнина сохранялась на купеческих каменных домах еще даже в XX в. Классический пример — современная Крестовоздвиженская церковь рядом с Быховским рынком. Возведена в XVII в. как жилой дом, который в XIX в. был перестроен под церковь. Изначально — 1-этажное квадратное в плане здание, разделенное стеной на 2 разновеликих помещения. Имел черты декора, характерные для XVII в., так оштукатуренные фасады были декорированы растительным орнаментом, напоминавшим белорусские мотивы, фресками на южной стене, широким карнизом, опоясывающим по периметру здание.
Такие здания существовали в том числе на Покровском посту (Подниколье) одном из богатейших городских постов где было много купеческих каменных домов. Возле фундамента одного из таких зданий и было найдено уникальное керамическое полихромное панно отделанное рисунком с растительным орнаментом. Представьте себе на минуточку — фасад дома был облицован такими керамическими плитами-панно и представлял из себя своеобразный многоцветный ковер, который создавал ни с чем не повторимый рисунок. Безусловно, подобные вещи себе могли себе позволить только богатые люди. Как правило, подобные украшения сочетались с фресковой росписью и лепниной, которая обычно наносилась на проемах окон и их карнизах и козырьках. Стекло в окнах таких богатых домов было витражное, а стеклышки крепились в бронзовых переплетах, которые сверкали на солнце, как золотые. Источники о подобных зданиях в других городах Беларуси молчат.
Таким образом, это своеобразный могилевский «эксклюзив», подтверждающий гордую могилевскую поговорку о том, что «мы з Магілёва – дзе ўсё правідлова!».
Ведущий научный сотрудник Марзалюк Е.В.